Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов поблагодарил журналистов за активность и неравнодушие и пожелал удачи во Всероссийском конкурсе СМИ "PRO Образование - 2015".
«Мы ведем большую работу и, конечно, нам важна ее общественная оценка. Конкурс СМИ, который Минобрнауки России проводит уже много лет, зарекомендовал себя как отличный инструмент прямого, открытого и честного диалога с журналистами. Конкурс текущего года посвящен профессиональному образованию, развитие которого является одним из приоритетных направлений Минобрнауки России. Этот этап обучения окончательно формирует гражданина, дает навыки, от которых будет зависеть его личная судьба, а в широком смысле – и будущее страны!» -отметил министр.
Обращение доступно на официальном сайте конкурса в разделе «Новости» http://konkurssmi.ru/site/news
Прием заявок на официальном сайте конкурса http://konkurssmi.ru продлится до 09 октября 2015, после чего Экспертный совет определит победителей. Торжественная церемония награждения пройдет в Москве в ноябре 2015 года.
Всероссийский конкурс "PRO Образование - 2015" проводится по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации с целью сбора и поощрения лучшего журналистского опыта в освещении процессов развития российской школы.
К участию в конкурсе приглашаются представители средств массовой информации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, индивидуальные журналисты, представители информационных изданий образовательных организаций (студенческие СМИ).
Почему Вы выбрали профессию журналиста?
Интересная жизнь во многом зависит от профессии, которую выбирает человек. Мои родители достаточно рано сумели донести до меня эту простую и важную мысль. И уже в школьные годы я знал, что мое будущее будет связано с журналистикой. Эта работа в полной мере гарантирует хорошие впечатления, причем в круглосуточном режиме. Ну, а когда вы понимаете, чем хотите заниматься, дальше – дело техники. После института, я (прагматично, по рейтингам) выбрал лучшую информационную радиостанцию и пошел устраиваться на работу. Так и попал на «Эхо Москвы» и отработал там больше 10 лет. К сожалению, возможности радио достаточно ограниченны. Когда пришло время идти дальше, я придумывать ничего нового не стал, посмотрел рейтинги, и сейчас работаю на телеканале Россия 24.
Как считаете, нужно ли получать профессиональное образование, чтобы стать настоящим журналистом?
Журналист – это человек, который обладает двумя важными умениями: добывать информацию и доступно ее излагать. И совершенно не важно, какое при этом образование. У меня много талантливых коллег, которые заканчивали физические, биологические факультеты или не заканчивали вообще ничего. Сегодня среди моих студентов в Московской школе радио и телеведущих много сотрудников банков, сферы международной торговли, менеджеров крупных компаний. Они приходят в нашу школу за новой жизнью. Часто я слышу от них жалобы на монотонность, серость, дни похожи один на другой и так пролетают года. Эти люди хотят перемен, и журналистика даст им это, даже разница в зарплатах не пугает.
Насколько далека теория журналистской школы от практики?
К счастью или нет, но я не учился на журфаке и не знаю, что такое журналистика в «теории». Первые мои наставники бросили меня в бой без лишних церемоний, объяснив несколько главных принципов (их можно сосчитать по пальцам одной руки), остальное - это практика, в моем случае многолетняя. И сегодня своим студентам я рассказываю, что такое настоящая профессия. Журналистам никогда не было просто, и сегодня журналистика переживает непростые времена, но возможностей для самореализации масса.
Какие у Вас ожидания от конкурса "PRO Образование - 2015"?
Подобные конкурсы очень важны, причем не только для участников, но и для организаторов. Уверен, что среди конкурсных материалов будет немало работ о существующих проблемах, я жду журналистских расследований. Хотелось бы побольше актуальной и интересной информации из регионов. Эти статьи помогут и чиновникам? и нам лучше понять процессы, которые происходят в отрасли, реагировать точечно или исправлять системные недочеты. И совместно работать над улучшением качества образования. Для участников – это отличный шанс заявить о себе и своем СМИ. Проверить силы и профессионализм. Это возможность поднять те темы, над которыми они работают, на более высокий уровень. Теперь обсуждение не ограничится только аудиторией конкретного издания, а это ко всему прочему и реальный рост рейтингов. Ну, и конечно, общественное признание, что очень важно для любого творческого человека.
Что Вы пожелаете участникам конкурса?
Ничего не бойтесь. Смело занимайтесь темами, которые вам кажутся важными и интересными. Участвуйте в конкурсе. Только вместе мы сможем двигаться вперед - исправлять ошибки, поощрять достижения. И в итоге работать над совершенствованием российского образования. Конечно, для всех важно победить в конкурсе, но кроме этого я желаю побед в профессиональной деятельности.
Алина Белините, начальник отдела информации Центра информации и медиакоммуникаций МГУ им. М. В. Ломоносова, член Экспертного совета Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2015"
Что для Вас журналистика? Можно ли стать профессиональным журналистом, придя из другой профессии?
Для меня, как и для большинства моих коллег, журналистика – это не только профессия, но и образ жизни. Однажды начав работать корреспондентом, уже не можешь отвыкнуть от ежедневного режима включенного наблюдения, от ежеминутного сбора “экспертных мнений” и размышлений о том, как оформить все свои идеи в один единый, актуальный для твоих читателей текст.
Чтобы быть хорошим журналистом, надо любить людей. Конечно, это не эксклюзивная черта нашей профессии: специалист любой сферы делает свою работу для того, чтобы жизнь человечества становилась лучше, комфортнее, интереснее. Думаю, что стать журналистом, придя из другой профессии, можно. Главное, стремиться приносить пользу людям, а какими способами это делать – каждый будет решать сам.
По Вашему мнению, насколько тема образования интересна журналистскому сообществу?
В последние годы можно заметить, как журналистское сообщество все больше обращает внимание на темы, связанные с молодежью: молодежная политика, молодежная наука. Образование оно ведь тоже по большей части для молодых. Сегодня для самих журналистов, пожалуй, самыми интересными темами являются профориентация школьников и меняющиеся стандарты вузовского и послевузовского образования, связанные с переходом от специалитета к бакалавриату и магистратуре, с трансформацией программ для аспирантов. Актуальной остается и тема непосредственно журналистского образования: можно ли и нужно ли этому учить, или те, кто хочет стать профессионалам, пробьются сами? На каждый из вариантов ответов найдется не по десятку положительных и отрицательных примеров, поэтому вопрос остается открытым.
Как Вы считаете, журналистское образование должно быть основным или дополнительным?
Главная задача журналиста – показать своей аудитории то, что она сама увидеть не может. Основная цель журналистского образования, на моя взгляд, – научить будущих специалистов работать с информацией, привить студентам навык постоянно чему-то учиться, желание никогда не останавливаться в саморазвитии и миропознании. Я считаю, что журналистское образование должно быть основным, как и желание постоянно заново познавать реальность. В нашей стране сейчас благополучно и эффективно работает достаточное количество факультетов и кафедр журналистики, которые могут подготовить хороших профессионалов.
Какие у Вас ожидания от конкурса "PRO Образование - 2015"?
Хочется познакомиться с талантливыми (уверена в этом!) работами молодых ребят и профессионалов. Это еще один повод убедиться в важности образования для человека и нужности работы журналистов, которые привлекают общественное внимание к этой теме.
Что Вы пожелаете участникам конкурса?
Желаю оставаться верными делу. Конечно, для стимула и поддержания тонуса хочется также всем пожелать стремиться к победам. Чем больше мы прикладываем усилий, тем желанне наши достижения.
Игорь Цыжонов, специальный корреспондент Первого канала, эксперт Всероссийского конкурса "PRO Образование - 2015", победитель конкурса "PRO Образование - 2011" - о конкурсе и о журналистике.
Игорь, как Вы пришли в журналистику?
Случайно. С мая 1998 года я поселился в телевизоре и чувствую себя здесь вполне уютно. В трудовой книжке написано: "специальный корреспондент". Могли бы еще дописать: "счастливчик". В далеком прошлом желал себе совсем другую карьеру, но попав однажды в прямой эфир новостей, понял, что все-таки занимаюсь серьезным делом. Недавно один приятель спросил: "А помимо работы, ты чем занимаешься? Я, например, музыку пишу". Вопрос поставил в тупик. Поймал себя на мысли, что работа – она как новости – круглосуточно. Даже уезжая вечером из редакции, ты все равно остаешься "в информационном потоке": читаешь газеты, роешься в интернете, думаешь, как построишь завтрашний сюжет. Да, и телефон всегда рядом, а значит, в любой момент могут вызвать.
Как считаете, можно ли стать профессиональным журналистом, придя из другой профессии?
Можно. Главное стремление и желание трудиться. Очень много трудиться. Если человек хочет стать журналистом, он станет им. Среди моих коллег масса людей, которые не имеют специального образования, а пришли в журналистику из других профессий. И их знания в определенных сферах (культура, медицина, экономика, лингвистика и т.д.) порой позволили добиться больших успехов, чем общие гуманитарные, полученные на факультете журналистики. Ведь изучить суть профессии можно только на практике.
Как Вы думаете, какой должна быть журналистская школа? Насколько далека теория профессии от практики?
Я так отвечу на этот вопрос. К сожалению, в последнее время отношение к журналистам крайне негативное. Думаю, журналисты сами в этом виноваты: из-за низкой квалификации и нежелания много трудиться многие материалы делаются непрофессионально. Как следствие – они малоинтересны зрителям и читателям.
Какие у Вас ожидания от конкурса "PRO Образование - 2015"?
Прочитать интересные, неординарные журналистские материалы. А темы для них лежат на поверхности. Важно просто их увидеть.
Что Вы пожелаете участникам конкурса?
Удачи!
Согласны ли Вы с выражением Ралфа Уолдо Эмерсона: "Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами"?
Безусловно! Но осмелюсь перефразировать цитату одного из самых влиятельных интеллектуалов Америки: "Признак профессионального журналиста - говорить о самых сложных предметах самыми простыми словами"!
Директор Департамента информационной политики Минобрнауки России Анна Усачева приветствовала журналистов в Рамках "PRO Образование - 2015"
Член Экспертного совета Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2015" Анна Усачева обратилась с приветствием к журналистам, принимающим участие в конкурсе.
«За многие годы проведения конкурс стал площадкой открытого диалога Минобрнауки России и профессионального журналистского сообщества. Мы с большим удовольствием отмечаем разнообразие тем, широкую региональную представленность и растущее год от года качество подаваемых на конкурс журналистских работ. Диплом "PRO Образования" становится своего рода знаком качества и символом самого высокого признания для профессионалов, добросовестно и объективно освещающих процесс развития современной российской школы», - сказала, в частности, эксперт.
Председатель Экспертного совета "PRO Образование - 2015" Наталия Золотарева обратилась с приветствием к участникам конкурса
Председатель Экспертного совета Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2015" Наталия Золотарева обратилась с приветствием к журналистам, принимающим участие в конкурсе.
«Конкурс 2015 года посвящен теме профессионального образования в России. Особый блок номинаций посвящен студенческим СМИ, без которых сегодня немыслима жизнь российского образования. Собранные работы станут важнейшим материалом, который позволит нам взглянуть на развитие данной сферы вашими глазами, поможет понять отношение общества к вопросам профобразования, сравнить ситуацию в различных регионах. Мы высоко ценим ваш интеллектуальный труд, талант и опыт. Будьте активны, присылайте ваши работы и до встречи на церемонии награждения!», - отметила Наталия Золотарева.